Город
Почему петербургские электрички сложнее московских
01.05.2019 • andreirogalsky • 809 просмотров
Задайте себе вопрос: как вы обычно рассчитываете маршрут в ближайшие пригороды? Скорее всего, это будет электричка или маршрутка. Парадоксально, но имея на руках ограниченный запас денег, вы с большой вероятностью выберете маршрутку. Особенно если день выходной и пробок нет. А причина в тарифах: до прихода на станцию вы не знаете наверняка, сколько денег потратите на проезд в поезде.
Ситуация
Два крупнейших мегаполиса, в обоих ведутся работы по интеграции железнодорожных перевозок в систему городских тарифов (прорабатываемый единый проездной в Петербурге и МЦД в Москве), но на конкретно данный момент такой интеграции нет, поэтому условия равны. Но в Москве при прочих равных как-то смогли сделать тарифную сетку гораздо более адекватной и удобной. В чём удобство?
Для ответа рассмотрим два кейса.
Москва. Цена билета на электричку зависит от расстояния (так везде, поэтому этот факт в дальнейшем опустим) и еще только от одного критерия: скорости. Все! То есть если поезд Ласточка едет со всеми остановками, как обычный, то он и будет стоить как обычный. А если стандартная по компоновке электричка едет быстрее, то и цена уже как за экспресс.
Петербург. В городе на Неве же все гораздо запутаннее. С одной стороны, есть хороший пример Ласточки на Выборг, когда она действительно едет очень быстро. А с другой - на линии в Ломоносов некоторые обычные электрички заменили на Ласточки, при этом их скорость осталась прежней. Но билеты на них уже свои, на несколько рублей дороже.
На пушкинском направлении часть электричек вообще заменили не на Ласточки, а просто на более новые аналогичные составы (бывшие составы Аэроэкспресса из Москвы), назвали это "комфорт", скорость движения не изменилась, а цена изменилась. Правда, всего на один рубль. Но этот рубль будет играть огромную роль, когда пассажир купит обычный билет вместо комфорта и его высадят с поезда или заставят купить новый билет и оплатить штраф. А это, к сожалению, случается, потому что:
— кассиры на станции могут не предупредить о типе поезда
— человек может купить билет в автомате
— человек вообще не знает о типах поездов (и не обязан знать), он покупает билет на обычный поезд по стандартному расписанию, который вдруг почему то стал «необычным»
В итоге эти изменения отпугивают людей, и они пересаживаются на автобусы, маршрутки или вообще автомобили и создают еще больше пробок.
В этом нагромождении тарифов существуют и редкие исключения. Например, билет на электричку в Волховстрой, следующую до него без остановок, а далее со всеми остановками до Свири, не только дешевле скоростной Ласточки, но и обычных электричек. Но это исключение.
Итого: понятия Ласточек по обычным билетам в Петербурге в принципе не существует.
Кроме того, обновление подвижного состава не должно влиять на цену для пассажира. Представьте, что проезд в современном автобусе с кондиционером будет стоить 45 рублей и на нём не будут действовать обычные абонементы, когда на остальных автобусах останется 40. Современные поезда Ласточка должны заменять старые электрички, а не быть их более дорогой альтернативой.
Следует отметить, проблема гораздо глубже, нужно не только упростить тарифную сетку, но обеспечить возможность поездки в черте города по всем имеющимся билетам (как разовым, так и электронным), а далее вводить городские диаметральные маршруты. Тогда электричка станет полноценным городским транспортом.
Напомним, что работы по созданию единого проездного с электричками уже ведутся, после его запуска многие пригородные направления станут радиальными аналогами метро, ведущими в центр города.
Ситуация
Два крупнейших мегаполиса, в обоих ведутся работы по интеграции железнодорожных перевозок в систему городских тарифов (прорабатываемый единый проездной в Петербурге и МЦД в Москве), но на конкретно данный момент такой интеграции нет, поэтому условия равны. Но в Москве при прочих равных как-то смогли сделать тарифную сетку гораздо более адекватной и удобной. В чём удобство?
Для ответа рассмотрим два кейса.
Москва. Цена билета на электричку зависит от расстояния (так везде, поэтому этот факт в дальнейшем опустим) и еще только от одного критерия: скорости. Все! То есть если поезд Ласточка едет со всеми остановками, как обычный, то он и будет стоить как обычный. А если стандартная по компоновке электричка едет быстрее, то и цена уже как за экспресс.
Петербург. В городе на Неве же все гораздо запутаннее. С одной стороны, есть хороший пример Ласточки на Выборг, когда она действительно едет очень быстро. А с другой - на линии в Ломоносов некоторые обычные электрички заменили на Ласточки, при этом их скорость осталась прежней. Но билеты на них уже свои, на несколько рублей дороже.
На пушкинском направлении часть электричек вообще заменили не на Ласточки, а просто на более новые аналогичные составы (бывшие составы Аэроэкспресса из Москвы), назвали это "комфорт", скорость движения не изменилась, а цена изменилась. Правда, всего на один рубль. Но этот рубль будет играть огромную роль, когда пассажир купит обычный билет вместо комфорта и его высадят с поезда или заставят купить новый билет и оплатить штраф. А это, к сожалению, случается, потому что:
— кассиры на станции могут не предупредить о типе поезда
— человек может купить билет в автомате
— человек вообще не знает о типах поездов (и не обязан знать), он покупает билет на обычный поезд по стандартному расписанию, который вдруг почему то стал «необычным»
В итоге эти изменения отпугивают людей, и они пересаживаются на автобусы, маршрутки или вообще автомобили и создают еще больше пробок.
В этом нагромождении тарифов существуют и редкие исключения. Например, билет на электричку в Волховстрой, следующую до него без остановок, а далее со всеми остановками до Свири, не только дешевле скоростной Ласточки, но и обычных электричек. Но это исключение.
Итого: понятия Ласточек по обычным билетам в Петербурге в принципе не существует.
Кроме того, обновление подвижного состава не должно влиять на цену для пассажира. Представьте, что проезд в современном автобусе с кондиционером будет стоить 45 рублей и на нём не будут действовать обычные абонементы, когда на остальных автобусах останется 40. Современные поезда Ласточка должны заменять старые электрички, а не быть их более дорогой альтернативой.
Следует отметить, проблема гораздо глубже, нужно не только упростить тарифную сетку, но обеспечить возможность поездки в черте города по всем имеющимся билетам (как разовым, так и электронным), а далее вводить городские диаметральные маршруты. Тогда электричка станет полноценным городским транспортом.
Напомним, что работы по созданию единого проездного с электричками уже ведутся, после его запуска многие пригородные направления станут радиальными аналогами метро, ведущими в центр города.